Аналитик: С новыми российскими самолетами дни "легенды" F-16 сочтены
Об этом написал эксперт по обороне и национальной безопасности, обозреватель издания The National Interest Кайл Мизоками.
Изначально F-16 задумывался как легкий истребитель для Соединенных Штатов и их союзников по Североатлантическому альянсу. В военно-воздушных силах США эта машина с названием "Fighting Falcon" ("Атакующий сокол") должна была встать в пару с обладающим исключительной боеспособностью F-15, будучи при этом более дешевым и менее сильным самолетом. Союзникам F-16 предлагался в качестве фронтового истребителя для замены устаревших F-104 и F-15.
Однако впоследствии на этот небольшой одномоторный истребитель с хорошими характеристиками возложили более широкий круг задач. Если сначала он вооружался только ракетами малой дальности AIM-9 Sidewinder, то затем самолет получил возможность запускать ракет AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM с гораздо большей дальностью. Постепенно F-16 стал выполнять задачи по непосредственной авиационной поддержке, подавлению средств ПВО и, соответственно, оснащаться более богатым арсеналом, включая высокоточные управляемые ракеты AGM-65 Maverick, противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM и управляемые авиабомбы с комплектами наведения JDAM.
Из-за ряда обстоятельств, в том числе в связи с задержкой создания ударного F-35, "Атакующий сокол" летает дольше, чем планировалось. Одна из последних его версий - Block 50, имеющая турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229, который разгоняет самолет до 1,89 Маха, оснащаемая РЛС AN/APG-68V(5), адаптивным автоматом отстрела ложных целей AN/ALE-47 и несущая на борту сочетание шести ракет AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM, не остановила его моральное старение. F-16 не лучшим образом покажет себя в противостоянии с мощными Су-35 и ПАК-ФА, а также с китайским истребителем-невидимкой J-20, пишет Мизоками.
Несмотря на то, что Су-35 создавался на базе Су-27 - современника F-16, он имеет большую степень модернизации. Российскую машину нельзя назвать невидимкой, но обнаружить и атаковать она может еще до того, как "сокол" засечет ее. В бою "один на один" американский истребитель вообще вряд ли сможет подобраться на близкое расстояние, чтобы задействовать свою легендарную маневренность.
В случае с ПАК-ФА и J-20, вдобавок к аналогичным преимуществам обладающими еще и малой заметностью, F-16 даже не успеет увидеть противника прежде чем поймет, что стал мишенью управляемой ракеты, выпущенной за пределами прямой видимости.
Несколько повысить шансы "Атакующего сокола" сможет модификация F-16V, которая будет иметь бортовую РЛС с активной фазированной антенной решеткой APG-83 (SABR) из разряда "техники истребителей пятого поколения". Она действительно обещает обнаруживать, сопровождать и опознавать цели быстрее других, более старых радаров. Но повышение возможностей по обнаружению целей лишь половина проблемы. ПАК-ФА и J-20 с такой же легкостью смогут видеть американские машины, малозаметность у F-16 полностью отсутствует. А решить этот вопрос за счет модернизации корпуса или мер радиоэлектронной борьбы невозможно.
Легендарный истребитель США еще сохраняет свою ценность в борьбе с небольшими и слабыми по современным меркам техническом оснащении ВВС и ПВО, но благодаря ПАК-ФА и J-20 его дни, как главного фронтового истребителя, сочтены, - резюмировал аналитик.